Новости по-русски

Великолепный пример туземной дипломатии. Как французы 4 месяца индейцев развлекали

Материал для данной статьи целиком взят из Журнала военной кампании 1739-1740 годов против индейцев чикасо, которую возглавлял Жан-Батист де Бьенвиль, губернатор французской колонии Луизиана, под чьей юрисдикцией находился практически весь бассейн реки Миссисипи. Территория поистине громадная, но малонаселенная, поэтому для решения военных задач приходилось прибегать к помощи своих соотечественников из Новой Франции (Канады), а также их союзников - от крещенных абенаков и ирокезов с низовий реки Св. Лаврентия до оджибве с западной оконечности озера Верхнее.

Лозунг военной кампании 1739/40 - уничтожить остатки мятежных индейцев натчез, которых приютили у себя чикасы. Цель - покорить чикасо и полностью вовлечь в орбиту своей меховой торговли. План кампании - основать у границ чикасо базу для накопления ресурсов, разведать удобный маршрут к городам (укрепленным деревням) чикасо, проложить дорогу для обоза и артиллерии, уничтожить натчез и принудить к миру чикасо.

План кампании 1739 года против чикасо

Первая часть плана была выполнена 15 августа 1739 года, когда был основан форт Успения (Пресвятой Богородицы). Дальше начались логистические трудности с концентрацией людей, еды и гужевого транспорта в форте Успения. Еще одной проблемой де Бьенвиля было отсутствие "движухи", которая хоть как-то развлекала индейцев, вынужденных по слову союзнического долга ожидать, когда французы с пушками наконец-то двинуться против чикасо.

Я выбрал из Журнала де Бьенвиля все даты, в которых упоминаются действия и события, способные хоть как-то развеять скуку индейцев. Одни из них были вполне спланированы, а другие просто "счастливая" случайность. Записи о прочих происшествиях, которые происходили в день, когда было не скучно, не удалены, чтобы читатель мог составить себе представление, о части забот, лежащих на плечах французского главнокомандующего.

Запись от 28-29 октября во время стоянки у реки Арканзас

28-го октября 1739 года прибыла часть индейцев, остальных задержал сильный дождь, поэтому я отложил общий сбор на следующий день. 29-го числа я погрузил на корабль 168 бочек маиса, которые я купил у индейцев, и 500 фунтов косиц табака для северных индейцев, которых я ожидаю увидеть в форте Успение.

Табака и зрелищ

16-го ноября я впервые собрал ирокезов и другие верхние (т.е. северные) народы в количестве 550 человек. Ответная речь вождей гласила, что они устали меня дожидаться, что они рассчитывают, что я не задержу их надолго, в противном случае они самостоятельно выйдут против чикасо, чтобы оттуда вернуться домой. Я обнадежил их, что через три недели прибудет наш гужевой скот и мы тут же выступим. Я подарил им табак. Они выглядели довольными.

18-го ноября я вместе с месье дю Тейе провел смотр всех наших негров, чтобы отослать назад самых немощных и тех, что были взяты у некоторых бедных жителей. Вечером я запустил две бомбы, чтобы удовлетворить любопытство наших индейцев, которые, казалось, были удивлены их действием. В 1/4 лье (1 км) от форта была найдена военная дубинка и глиняный горшок, которые бросили какие-то налетчики чикасо. Против обыкновения, наших индейцев это не сильно взволновало.

Добавим огня в эту скучную вечеринку

24-го ноября пришла весточка от партии воинов потаватоми, которые 20 дней назад ушли к деревням чикасо. Известие гласило, что они убили одного мужчину и взяли в плен мужчину и двух женщин.

В тот же день я отправил шевалье де ла Уссе с отрядом из 36 человек вглубь местности, чтобы он нашел тропу, которой прошел в 1736 году месье Д'Артагьет. Я дал ему проводников из числа дикарей и помощника инженера месье Дебата, чья задача съемка местности для прокладки дороги

29-го числа потаватоми привели своих пленных, как выяснилось, они принадлежали к натчезам. Вождь потаватоми передал пленников мне. Двух из них я отдал ирокезам, а самую молодую женщину оставил у себя для допроса. Она рассказала мне, что к чикасо приходили 10 англичан , чтобы предложить индейцам уехать и обосноваться в Каролине, но те не захотели, и только несколько семей ушли в сторону Абики. Во второй половине дня ирокезы подарили мужчину натчеза миссури, и те сожгли его у столба на следующий день. Старуху отдали чауаномам, а те передали ее миссисагам, которые ее и сожгли.

Красивый индейский обычай

Ирокез должен быть всегда занят

Дождь продолжался до конца месяца. 1 декабря я послал шевалье де Сен-Пьера, офицера из Канады, с 30 кадетами, 15 волонтерами и 65 ирокезами разведать тропы к деревням чикасо и выбрать самую удобную. Вместе с ним для обследования маршрута был отправлен канадский помощник инженера.

8-го числа я руководил работами по закладке огороженного пастбища и прилегающей к нему караульной будке. Умер вождь ирокезов, по обычаю Канады я выделил для его похорон почетный караул из 25 солдат и 1 сержанта. Дождь прервал работы по пастбищу.

Преступление и наказание

18-го числа в пьяной драке канадец убил вождя потаватоми. Сначала это происшествие наделало много шума среди индейцев. Я приказал до суда заковать убийцу в кандалы. В этот день переправили ( с правого берега Миссисипи) всех лошадей на пастбище. Я нашел их всех очень измотанными. Волов осмотрели и обнаружили, что они находятся в довольно хорошем состоянии.

Месье де Лонгёй провел целый день в беседах с вождями ирокезов, чтобы уладить дело канадца, и было решено, что на следующий день мы пойдем к потаватоми с поясом вампума и подарками, чтобы покрыть (т.е. почтить память покойника и "осушить" слезы родственников) мертвеца. Это было исполнено и потаватоми приняли подарки. С помощью канадцев я переправил волов на огороженное пастбище и отпустил пастись. Оставил на пастбище охрану из 30 человек, которые должны сменяться каждые 2 дня.

20-го числа я отправил 10 канадцев на другую сторону реки (Миссисипи) для поиска потерявшихся волов и столько же человек отправил на каноэ-долбленке к реке Сен-Франсуа с приказом высадиться там, пройти сушей по следам стада и искать заблудившихся волов.

Вечером потаватоми, зная, что убийцу будет судить военный трибунал, пришли ко мне и просили срочно помиловать преступника. Я ответил им, что в этом деле я не хозяин, что канадца надо судить, но что их молитвы будут услышаны. В тот же день вожди ирокезов снова пришли ко мне, чтобы узнать точную дату, когда мы выйдем в поход, я обнадежил их, что это будет в первых числах января.

21-го числа из лагеря за вражескими скальпами вышли два военных отряда, один из 30 миссури, второй из 25 иллинойсов. Вечером потаватоми снова просили меня помиловать канадца, убившего их вождя. Я дал им тот же ответ, что накануне.

22-го числа в моем доме собрался военный трибунал и было решено, что в сложившейся ситуации следует прислушаться к мольбам индейцев. Привели преступника и передали его индейцам. Дочь убитого вождя сама сняла с канадца кандалы, и все они казались счастливыми. Канадец был приговорен лишь к тому, чтобы сделать потаватоми подарок на сумму 300 ливров, что и было исполнено.

Мелкие происшествия, прерываемые фейерверками

6-го числа дождь прекратился, но выпало много снега и очень сильно подморозило. Ночью на хижину, где спали абенаки, упало дерево, в результате чего был ранен вождь и погибло еще двое человек.

12-го числа я выпустил 4 бомбы, чтобы удовлетворить любопытсво индейцев. Одна из лодочных железных мортирок вышла из строя после первого же выстрела, так как у нее треснула цапфа. 9-дюймовые чугунные мортиры были хороши, но слишком тяжелы, и я все еще думаю, что ничто не было более подходящим, чем 6-дюймовые чугунные мортиры, о которых я просил министра и которые мне не прислали.

12-ти дюймовая французская мортира времен франко-индейской войны (1754-1763гг.) из собрания музея форта Тикондерога
Эскиз.

Сами виноваты

13-го числа я говорил со всеми вождями дикарей и сказал им, что наш главный инженер, нашел пригодную дорогу и намерен отправить первый конвой в течение 8 дней. А в том, что он еще до сих пор не отправился, они должны винить только собственное упрямство, ведь они всегда искали удобную дорогу на юге, несмотря на мои подсказки, что деревни чикасо находятся на востоке.

Я увеличил рацион маиса, который уже некоторое время давал нашему скоту, сильно истощенному бескормицей из-за непрерывных дождей и снегопадов.

21-го числа пошел снег с дождем. В тот день разбежались все арканзасцы под предлогом того, что у них много больных. 22-го числа индейские вожди снова пришли ко мне и сказали, что, несмотря на все мои обещания, они видят, что плохая погода и состояние, в котором находится наш скот, в чем они убедились сами, делают невозможным для меня совершить поход с артиллерией.

Я повторил им то, что уже говорил про направления разведки дорог, которые они сами не хотели выбирать. Я сказал им, что если они скучали 3 месяца, то это их собственная вина, потому что из-за них я потерял все это время, что они могут видеть, что с тех пор, как французы разведали дорогу, у меня более 100 человек работают на ней каждый день, и что я надеюсь, что 8 дней хорошей погоды позволят нам выйти в поход, при условии, что волы будут в состоянии идти и тянуть груз.

Не можешь предотвратить, возглавь

23 января 1740 года был сильный мороз. Возобновлены работы по прокладке дороги. В это же время были испытаны ручные тачки. Деверге, инженер, который их изготовил, утверждал, что 4 негра легко потянут такую тележку с грузом 500 фунтов, однако выяснилось, что тележку с грузом в 400 фунтов еда-едва тянут 6 негров.

В тот день офицер, сменившийся после караула на пастбище, доложил мне и месье де Ноэлю, что в живых осталось только 20 лошадей, остальные умерли из-за истощения, и что более трети оставшихся волов не в силах что-либо тянуть и с трудом держатся на ногах, что все то, что они съедали служит лишь для поддержания жизни, но не предает им сил.

После тщательного изучения всех обстоятельств, мы с месье де Ноэллем пришли к выводу, что невозможно предпринять полноценную, военную кампанию без тяглового скота. Что для спокойствия колонии как никогда целесообразно предоставить чикасо мир, которого они так желают, но поскольку нам неудобно предлагать его первыми, необходимо исподволь привлечь к этому делу вождей ирокезов.

Де Лонгёй рассказал вождям ирокезов о задумке мира с чикасо, как об одной из своих собственных идей. Вожди, похоже, одобрили ее и сказали, что будут тайно совещаться о том, как ее выполнить, чтобы никто не узнал.

24-го числа продолжены работы по прокладке дороги. 25-го числа все вожди собрались у меня дома и сказали мне в присутствии месье де Ноэля и Беллугарда, что они приняли решение идти со всеми воинами против чикасо, что они устали ждать 4 месяца, что они видят, что мы не сможем скоро выйти в поход, что на следующий день они сообщат мне сколько у них готовых воинов и что все, о чем они просят, это чтобы канадские начальники и воины были вместе с ними.

В поход, в поход, труба зовет

26-го числа вожди принесли мне отчеты (пучки палочек по количеству воинов) и попросили выдать им необходимое количество продовольствия и боеприпасов. Повсюду танцевали военный танец, чтобы подготовиться к военному походу. В тот день на пастбище пали два вола, это стало началом повального падежа, который продолжается до сих пор.

27-го числа я приказал канадцам отправляться в поход вместе с индейцами. Последние попросили выдать им вола и бочку вина для военного праздника. Я удовлетворил их просьбу. В этот день работы по строительству дороги были завершены, и она была продвинута на расстояние 5 лье до границы густой чащи.

29-го числа все индейцы, отправляющиеся в поход, забрали со склада провизию и боеприпасы из расчета на 30 дней. 1-го февраля канадцы, в количестве 150 человек, отправились на место общего сбора, назначенное ирокезами.

2 февраля 1740 года начался поход 596 французов, канадцев и индейцев против непокорных чикасо. Разбор журнала об этом походе вы можете прочитать по этой ссылке.

Я специально не делал никаких вставок, кроме заголовков и некоторых пояснений, выполненных в скобках курсивом, чтобы, читатель сам смог составить себе мнение о том, как французам удавалось удержать на месте несколько сотен краснокожих воинов в разгар сезона по добыче мехов. А затем еще сделать так, чтобы обвинить в задержке самих индейцев и на них же возложить ответственность за непопулярное решение о заключении мира с врагом.  https://zen.yandex.ru/media/ftontir_and_wild_west/velikolepn...